Verification: d5e72817d950ab99470849b2aae338e7

Работа с металлом, смальтой и стеклом - это просто

В 1999 году мне в учебное поручение включили дисциплину «Художественные средства при формировании объектов средового дизайна», до этого подход к ведению этой дисциплины был разным: теоретическая часть естественно была одинакова, это  информация о всех видах декоративно - прикладного искусства и тех материалах, которые при этом используются.

Практическую часть педагоги вели каждый по-своему. Она отличалась, но не сказал бы, что очень существенно, это могло быть эскизное проектирование декоративно - прикладных работ для условного интерьера, объект мог быть конкретным, но только для эскизного проектирования, чтобы только была привязка к объекту. Также могло быть выполнение копии мозаики или витража, но не натуральной копии, а копии имитационной.

Имитационная копия - это нарезка из подготовленных кусочков цветной бумаги, то есть из колеров, в масштабе копии, кусочков якобы смальты и из этих кусочков выклеивается копийная работа существующей мозаики. Но труд такой муторный, что иногда студент не успевал работу закончить до сессии и сдавал в том состоянии, что успел сделать.

А так как у меня был большой практический опыт выполнения работ в разных материалах и были сами материалы, для выполнения любой работы, в зависимости от материала,  при выполнении заказных работ закладывался процент отходов, и вся экономия, превращалась в  свой собственный запас. Вот поэтому предложил студенткам, а в группе были только девушки, делать работы для семьи, для дома, это чтобы был стимул и этот стимул им понравился.

Мозаичную работу делали одну все вместе, главное в этой работе было освоение всего технологического процесса работы по исполнению мозаики: выполнение эскиза, картона в натуральную величину, освоили колку смальты и набор из неё готовой работы. Одна из студенток изъявила желание сделать небольшого размера мозаичную работу для себя.

Вверху  смальта стекловидная, вот её колоть сложно иногда при ударе сплошные осколки, отходов много. В нижнем ряду все кусочки наколоты из одной плитки, вот только средний кусочек обожжён в муфельной печи и в результате получился красивый камешек для кулона.

На фото настоящая смальта из глушёного стекла, она колется довольно сносно.

Этот кусок смальты сохранил из за его внешнего вида и такие случайности при отливке заготовок бывают довольно редко, почти как произведение искусства.

На фото молоток для колки смальты, который сохранился до сих пор, вот только рабочая часть вся в зазубринах.

Осваивали колку смальты тем инструментом, с которым работают мозаичисты, это топор обухом приваренный к куску рельсы или любого куска большого металлического профиля. И молоток, у которого с обеих сторон напайки из победитового сплава. Колка смальты работа не безопасная, так как смальта это цветное непрозрачное («глушёное)  стекло. Соблюдали технику безопасности: на глаза обязательно очки, на руки перчатки, лично я работать в перчатках не мог, теряется ощущение материала.

 По завершению освоения дисциплины «Художественные средства при формировании объектов средового дизайна», студентки отчитались фото материалом тех работ, что они сделали. Все витражные работы получились индивидуальные, непохожие друг на друга. Объединял их только общий технологический приём.

Рамы для ширмы делал папа студентки

Витражи исполнялись на стекле основе, это могло быть простое прозрачное стекло или узорчатое, цветные стёкла нарезанные по картону (картон-это рисунок витража в натуральную величину), эпоксидной смолой приклеивались на основу, а затем на каждом цветном стёклышке делалась графика из полимерцементного раствора и последний этап пространство между валиками заливалось раствором и выравнивалось, превращаясь в единый рисунок шинки, студентки все этапы создания шинки освоили, а главное научились резать стекло.

В дело были использованы светильники уже отслужившие своё, их просто не успели выбросить и вдруг такая возможность не просто восстановить, а превратить в витражные и в этом виде дать им новую жизнь. Для первого раза получилось хорошо.

Желание поработать с металлом возникло всего у двух студенток, но зато они получили навыки в резке металла, его слесарной обработке, пайке оловом и химической тонировке. А самое главное в этой практической работе, навыки по работе с витражом и мозаикой, можно в последующем использовать в проектируемых интерьерах и самим их исполнять.

Цветок выполнен из меди, способом выдавливания и припаян на крышку латунной коробочки.

Фигурка Буратино сделана полностью из латуни, высотой примерно 25 сантиметров, с ней у Ирины работы было много, но ничего управилась. Буратино мог стоять на ногах.

Кроме этого полученных навыков вполне было достаточно, чтобы на их основе в рамках дополнительного образования проводить занятия с детьми, изучая разные виды рукоделия.

Мне могут задать вопрос, в чём же смысл написания данной заметки, в первую очередь желание узнать, есть ли у аудитории интерес к выполнению витражных работ, используя  нетрадиционные техники, например есть существующая сварная металлическая решётка и как красиво заполнить ячейки стеклом, подобные работы делать приходилось  и результат получается очень классный, цветное стекло приобрести довольно накладно, вообще то можно обойтись и без него.

Года три назад приступил к написанию инструкции по выполнению витражных работ в различных нетрадиционных витражных техниках. Когда в начале девяностых годов прошлого века, у меня был кооператив, а так как исполнять самому и в тоже время нести груз обязанностей председателя кооператива ноша непосильная, все витражные работы исполняли простые работяги, и технологически приходилось подстраиваться под их возможности.

Чтобы можно было общаться, а без общения выяснить, что бы то ни было сложно, поэтому приглашаю в друзья в vk  так же можно общаться в мессенджерах Viber и WhatsApp, мой номер телефона 89042750253, для общения мои email:  kinorov@gmail.com  , octim5764@vk.com

С уважением Николай

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение